Оптическое искусство или обман зрения. Исскусство, наука, интеллектуальное развлечение или пособие для психиатров?
См. также набросок верстки статьи "Жизнь вокруг нас - это иллюзия, рожденная нашим сознанием" в формате pdf (800Kb)
Оптические иллюзии помогают лучше понимать природу восприятия изображения. А это важно не только для художников, но также для всех, кто участвует в создании книги, журнала и другой полиграфической продукции. Создавая обложку книги или стиль оформления для буклета, важно не только анонсировать содержание, но также привлекать к ней внимание и понимать механизм воздействия того или иного изображение на читателя.
Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес, чем оптические иллюзии. Эта тема содержит бесконечное количество интеллектуальных ярких нестандартных идей. Можно ли было представить, что нарисованное изображение может двигаться? Японский ученый Акиоши Китаоко любит размещать эту, одну из самых известных из созданных им иллюзий, на обложки своих книг в различных вариациях. Иллюзия движения (дрейфа) также очевидна на бумаге, как и на экране монитора. Перед вами статичное изображение. Движение кругов - иллюзия.
Трудно придумать что-либо, больше привлекающее внимание и вызывающее любопытство и интерес, чем оптические иллюзии. Эта тема содержит бесконечное количество интеллектуальных ярких нестандартных идей. Можно ли было представить, что нарисованное изображение может двигаться? Японский ученый Акиоши Китаоко любит размещать эту, одну из самых известных из созданных им иллюзий, на обложки своих книг в различных вариациях. Иллюзия движения (дрейфа) также очевидна на бумаге, как и на экране монитора. Перед вами статичное изображение. Движение кругов - иллюзия.
Мы начинаем читать по складам. Позже, когда появляется привычка к чтению, мы перестаем думать о буквах и нчинаем восинпимрать свола цеиколм. Тжаке, как не задуамысвемя, вынполяя дгурие прввычныие дестйвия. Чтнеие, тажке как и рсиоаниве - это приборетненые спносособти чеволека. Солгассиь, что чтиать эотт тескт не нанмого слнжоее, чем очбыный. Тем блоее, что певрая и посдленяя бвкуы солв стяот на соивх мтесах. Замдуатсья о том, как же ратабоет мзог чевелока, погоаюмт оптические иллюзии.
Изображение опять движется? Не верь своим глазам - это тоже обман зрения.
Смотри только на крест - сиреневые пятна начнут исчезать, а затем превращаться в зеленые (это анимированная картинка, движение помогает передать иллюзию).
Смотри 40 секунд на 4 точки, потом смотри, не отрываясь, на белый лист бумаги или белую стену. Возникнет белое пятно, на котором проступит портрет. Это пример так называемых "обратных изображений".
Эти примеры наглядно подтверждают неоднозначность восприятия человеческим мозгом оружающих объектов. Большая часть самых известных иллюзий описана в XIX веке учеными-эксериментаторами, главным образом, физиологами и психологами - такими как Эвальд Геринг, Вальтер Эренштейн, Оппель, Цёлльнер, Поггендорф, Вундт, Херинг, Кундт, Гельмгольц, Джастроу, Титченер и другие. Увлечение иллюзиями оказало влияние на художников. Развилось художественное направление, получившее название OP-ART, в котором творчески интрепретированы самые разные виды иллюзий.
Op-art. Op = optical - оптический, Art - искусство - оптическое искусство. Работы художников op-art вовлекают зрителя в активное участие в их творчество, поскольку сам глаз генерирует форму, превращают "материю" живописи в "энергию" образа. Зритель становится соучастником творческого процесса.
В настоящее время научный мир не проявляет серьезного интереса к иллюзиям. Хотя информация о них содержится в учебниках по ряду дисциплин, например, в оптике, в истории искусства и других. Главным образом, тема остается востребованой в журнальных подвалах в виде головоломок для эрудитов, интересна она также рекламистам и дизайнерам.
Наш мозг воспринимает различные объекты одновременно всеми органами чувств. Цвет, форма, масштаб изображений, их запах, вкус, характер поверхности и т.д.- это совокупность ощущений, которые формирует так называемый "перцептивный" образ. Эти образы использует наша память и мышление. Мозг человека в случае необходимости "дорисовывает" образы, исходя из впечатлений, благодаря которым сложились те или иные представления.
(Перцепция - от латинского " perceptio" ( восприятие ) - чувственное восприятие , отражение вещей в сознании через органы чувств) .
Op-art. Op = optical - оптический, Art - искусство - оптическое искусство. Работы художников op-art вовлекают зрителя в активное участие в их творчество, поскольку сам глаз генерирует форму, превращают "материю" живописи в "энергию" образа. Зритель становится соучастником творческого процесса.
В настоящее время научный мир не проявляет серьезного интереса к иллюзиям. Хотя информация о них содержится в учебниках по ряду дисциплин, например, в оптике, в истории искусства и других. Главным образом, тема остается востребованой в журнальных подвалах в виде головоломок для эрудитов, интересна она также рекламистам и дизайнерам.
Наш мозг воспринимает различные объекты одновременно всеми органами чувств. Цвет, форма, масштаб изображений, их запах, вкус, характер поверхности и т.д.- это совокупность ощущений, которые формирует так называемый "перцептивный" образ. Эти образы использует наша память и мышление. Мозг человека в случае необходимости "дорисовывает" образы, исходя из впечатлений, благодаря которым сложились те или иные представления.
(Перцепция - от латинского " perceptio" ( восприятие ) - чувственное восприятие , отражение вещей в сознании через органы чувств) .
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
Оптическая иррадиация Эти квадраты - одинакового размера. Свет от ярко освещенных областей как бы перетекает (освещает) темные области. Поэтому белый квадрат на черном фоне воспринимается большим по величине, чем черный на белом фоне. В этом, кстати, объяснение, почему в черной одежде фигура выглядит стройнее. Психологи утверждают, что изображение черного квадрата на белом фоне воспринимается трехмерным - черный квадрат выступает вперед, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот.
Философская иллюзия. Белое - черное, свет - тень, добро - зло, небо - земля. Светлое освещает, темное затягивает. Например, символ Инь-янь. Темная сторона - женское начало, инь, выглядит меньше по объему, а мужское светлое начало, янь - зрительное заполняет собой большую часть круга. Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.
Чёрный супрематический квадрат Казимира Малевича (1915)
Предполагается, что существует 7 авторских копий картины. Первый и третий варианты - 79,5 на 79,5 см, второй вариант включен в триптих (кроме квадрата - «Черный круг» и «Черный крест»)
Предполагается, что существует 7 авторских копий картины. Первый и третий варианты - 79,5 на 79,5 см, второй вариант включен в триптих (кроме квадрата - «Черный круг» и «Черный крест»)
.
ИЛЛЮЗИИ ИСКАЖЕНИЯ
Иллюзия Геринга (иллюзия веера, звезда Геринга). Прямые линии кажутся выпуклыми. Эвальд Геринг, немецкий физиолог и психолог, изучал вопросы зрительного восприятия в середине XIX века. Автор одной из теорий цветового зрения. Эта иллюзия иллюстрирует мысль, что человеческий мозг воспринимает объекты в соответствии с окружающими его другими объектами.
Современный американский ученый Марк Чангизи отмечает в связи с этим еще одну иллюзию на рисунке - центральная "удаляющаяся точка" вызывает иллюзию движения в ее сторону, "предвидя" это движение мозг "искривляет" линии решетки на пути к ней. "В процессе эволюции наш мозг научился тому, как меняется изображение (точнее, наше видение) той или иной геометрической фигуры в процессе приближения к ней, - объясняет Чингизи. - Линии, сходящиеся в исчезающей точке, обманывают наше восприятие, заставляя его думать, что мы движемся вперед - будто бы мы находимся в реальном мире, где дверная рама (две вертикальные линии) как бы отклоняются, когда мы проходим через дверь. Так наш мозг пытается подсказать, какая картина предстанет перед нами в следующий момент".
Современный американский ученый Марк Чангизи отмечает в связи с этим еще одну иллюзию на рисунке - центральная "удаляющаяся точка" вызывает иллюзию движения в ее сторону, "предвидя" это движение мозг "искривляет" линии решетки на пути к ней. "В процессе эволюции наш мозг научился тому, как меняется изображение (точнее, наше видение) той или иной геометрической фигуры в процессе приближения к ней, - объясняет Чингизи. - Линии, сходящиеся в исчезающей точке, обманывают наше восприятие, заставляя его думать, что мы движемся вперед - будто бы мы находимся в реальном мире, где дверная рама (две вертикальные линии) как бы отклоняются, когда мы проходим через дверь. Так наш мозг пытается подсказать, какая картина предстанет перед нами в следующий момент".
Подробнее статью о теории Марка Чангиза можно почитать здесь
Иллюзии искажения. Квадрат.
Еще одна классическая иллюзия искажения. Правильная окружность, "окруженная" квадратами, - зрительно искажается.
Иллюзия Вальтера Эренштейна. В.Эренштейн - немецкий психолог (середина XX в.)
Вариант иллюзии искажения в трактовке Мак-Кея. Расходящиеся в виде лучей линии фона изгибают наложенные на них параллельные прямые.
Иллюзия Поггендорфа - кажется что прервана линия АС, а на самом деле - BC - проверь линейкой.
Иллюзия Целльнера - параллельные прямые кажутся изогнутыми
Иллюзии искажения - присмотритесь и увидите, что линии параллельны.
Линии параллельны, хотя изображение выглядит выпуклым и даже "надвигающимся".
Эта иллюзия впервые была обнаружена и продемонстрирована английским ученым Фрейзером (Fraser) в 1908 году (автором знаменитой "ложной спирали". Эффект вызывает просто-напросто расположение "кирпичей". В действительности линии параллельны. Но в 1979 году английский профессор из Бристоля Ричард Грегори случайно наткнулся в городе на кафе, в котором рисунок кирпичей повторял иллюзию Фрейзера. Это произвело много шума и иллюзию стали называть "Иллюзия кафе "Wall".
Сайт Ричарда Грегори
Иллюзия Перельмана - буквы параллельны друг другу
Иллюзия Томпсона. Круги разных диаметров лежат на прямой линии.
НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ ФИГУРЫ
Иллюзия Вальтера Эренштейна - ее называют также иллюзией контраста или яркости. Классический первоначальный вариант - из 4 линий (лучей в виде креста), которые вызывают восприятие так называемого иллюзорного круга в центре конфигурации. Поверхности, окруженные областями противоположной контрастной полярности, кажутся более яркими или более темными (если белый рисунок изображен на черном фоне). Добавление окружности разрушает иллюзорное видение яркого круга в центре.
Вариант иллюзии Эренштейна - линии упираются в иллюзорные круги.
Современные исследователи пошли дальше - добавление цветной окружности делает белый круг ярче, а черный - еще темнее (Джон Вернер, Баинджо Пинна и Лотар Шпильман). Для усиления эффекта добавлено больше лучей.
Серый круг в центре вызывает эффект мерцания. Если серый круг обвести цветным - при перемещении взгляда кажутся зеленовато-желтыми и светящимися.
Треугольник Каниша (иллюзия треугольника). Введен психологом Гаэтано Kanizsa.
Иллюзии контуров На первом рисунке хорошо виден замкнутый контур квадрата, а на втором нет.
Иллюзия куба - эффект стремления к замкнутому контуру. На втором рисунке с замкнутыми контурами подобной иллюзии не возникает.
Разница в восприятии фигур с черным и белым контуром.
ОБРАТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Если долго всматриваться в центр изображения -линии начинают шевелиться. Перенесите взгляд на буквы F - увидите негатив.
Иллюзия Германна-Геринга - убегающие серые точки видны на всех пересечениях линий, кроме того, на которой фокусируется взгляд. Если пристально смотреть черную точку в течение 30 секунд черные и белые части изображения начнут колебаться. Если перевести после этого взгляд на белую точку, то возникнут белые квадраты на черном фоне, которые постоянно смещаются (эффект физиологического нистагма).
Сцинтилляционная сетка обнаружена Е. Lingelbach (1994). Модификация иллюзии сетки Германа-Геринга. Иллюзия основана на особенностях перифирического зрения. Черные точки появляются и исчезают на пересечении горизонтальных линий.
Иллюзия Мак-Кея
Если некоторое время смотреть на один из рисунков ниже, а затем перевести взгляд на белую стену или лист бумаги - на короткое время возникают волнистые линии. Направление этих линий всегда перпедикулярно направлению линий рисунка – для первого рисунка линиями Мак-Кея становятся концентрические окружности, а для второго – горизонтальные прямые
.ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА
Человеческий глаз может неверно трактовать размеры предметов, иногда ошибка может достигать до 25%. Один из бытовых примеров - если вы выносите рояль на площадь из тесной квартиры - его размеры покажутся вам меньшими.
Отрезки выглядят разными, если один из них вписан в квадрат.
Эти круги одинаковы.
Иллюзия Миллер-Лайера (1889 г.) Стрела на первом рисунке кажется короче, чем равная ей вторая стрела.
Этот рисунок проще, а эффект виден даже лучше (отрезки одинаковы).
Иллюзия Болдуина. Линия Б кажется гораздо длиннее линии А, хотя на самом деле, они равны.
Иллюзия Эббингауза Круг, окруженный маленькими объектами выглядит больше, чем круг , окруженный крупными объектами. Так происходит, например, когда мы выносим какой-либо предмет из дома на улицу, где он выглядит меньше, чем дома.
Эффект “Pop Out” Одна и таже добавка к рисункам приводит к увеличению различия между ними
ИЛЛЮЗИИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ
Смотреть на центральную точку.
Аналогичная иллюзия исчезновения.
ИЛЛЮЗИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ
Собственно, перспектива - это тоже своего рода иллюзия зрения. Потому что перспектива - это прием, который создает иллюзию пространства на рисунке или картине с точки зрения восприятия его человеческим зрением. То есть, уходящие вдаль рельсы или дорога изображаются не с помощью параллельных линий, как это есть на самом деле - линии на рисунке сближаются, стремясь к точке пересечения. Если на созданный по законам перспективы рисунок механически поместить два одинаковых по размеру объекта - они начинают восприниматься разными по размеру.
Иллюзия Понзо основана на предположении, что мозг человека определяет размер объекта по его фону. 2 одинаковых отрезка, нарисованные на фоне двух сходящихся линий выглядят разными по размеру, потому что мозг воспринимает сходящиеся линии как железнодорожные пути в перспективе, верхний отрезок воспринимается как расположенный дальше, следовательно, выглядит он большим по размеру.
Иллюзия Луны Размер Луны примерно в полтора раза больше, когда она находится низко над горизонтом, по сравнению с тем, как она воспринимается при нахождении высоко в небе.
ИЛЛЮЗИИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ (иллюзии переработки информации)
Иллюзия Селфриджа - в зависимости от контекста один и тот же символ воспринимается как “Н” или как “А” - одна и та же буква читается по разному.
ИЛЛЮЗИИ ЦВЕТА
Иллюзия тени Адельсона Описана в 1995 году профессором Массачуссетского технологического института Эдвардом Адельсоном. Квадраты А и В - одинакового цвета. Восприятие цвета зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные.
Еще пример иллюзии тени Адельсона - цвет лошадей одинаковый.
Квадраты 3 и 4 одного цвета.
Если убрать карандаш - цвет круга станет одинаковым.
Иллюзия Уайта. Серый прямоугольник, окруженный белыми полями выглядит более светлым.
Иллюзия Бецольда. Открыта немецким профессором метеорологии (нач.XX в.) Вильгельмом фон Бецольдом. На восприятие цвета влияет фон - красный светлее на белом фоне и темнее на черном.
Обратное изображение, которое можно отнести также и к иллюзиям цвета. Смотрите на точку в центре картины 30-40 секунд, потом переведите взгляд на точку в центре белого квадрата. Вы увидите изображение черно-красно-белое - в обратных цветах по отношению к изображенным на рисунке.
Гексагональная решётка - эффект многоисленных треугольников разного размера в разных местах.
Эффект Пуркинье - смещение спектральной светочувствительности при переходе от дневного зрения к сумеречному, при котором цвета предметов "холодеют", красные и желтые оттенки становятся более тусклыми, а голубые и зеленые - более яркими.
Цветопостоянство - особенность системы восприятия цвета, когда цвета объектов остается примерно одинаковым при различных условиях освещения. Как, например, цвета ткани этого воздушного шара.
ИЛЛЮЗИЯ ГЛУБИНЫ
Мозг бессознательно видит выпуклые и вогнутые рисунки.
"Ложная спираль" Дж. Фрейзера Фрейзер - английский психолог, первый ученый, описавший и изучивший иллюзию в начале XX века. На рисунках не спирали, а концентрические окружности. Спираль формируется свитыми веревками или контрастными графическими элементами.
Иллюзия движения. Автор этого рисунка, также, как и самого первого на странице -японский ученый Акиоши Китаоко. Один из самых ярких современных создателей многочисленных картин-иллюзий. Особенно впечатляют его движущиеся (дрейфующие) изображения. На своем сайте он подбробно рассказывает, как создавать подобные эффекты и даже последовательно показывает, как нарисовать многие из них. Издал множество книг, в основном на японском и английском.
Сайт японского художника Акиоши Китаоко
В версии Акиоши Китаоко в "ложной спирали" присутствует также иллюзия движения и мерцания.
НЕВОЗМОЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ
МАСКИРОВОЧНЫЙ БОДИ-АРТ
КАРТИНЫ ПЕРЕВЕРТЫШИ
Этот портрет опубликован в 1934 г. в журнале "Чиж", а затем в журнале "Наука и жизнь" А.Калининым. Это иллюстрация в рассказу Даниила Хармса "Загадочный случай". Автор делает уборку в своей кватире. Он снимает портрет приятела Карла Ивановича, вытирает пыль и вешает обратно. "Потом я отошел, чтобы издали взглянуть, не криво ли он висит. Но когда я взглянул, то у меня похолодели ноги, а волосы на голове встали дыбом. Вместо Карла Ивановича… на меня глядел со стены страшный, бородатый старик в дурацкой шапочке", - пишет автор.
На этой голландской монете XVI века изображен Папа Римский, если монету перевернуть - он превращается в голову дьявола. Надпись на латыни гласит: "Mali corvi malum ovum" ("Поганого ворона поганое яйцо". Действительно, форма тиары похопжа на яйцо. Опубликована в журнале «Наука и жизнь» А.Калининым.
АМБИГРАММЫ
Амбиграммы - это каллиграфические узоры, которые позволяют прочитать одни и те же буквы по-разному. Вот интересный сервис, где каждый легко может сгенерировать любую амбиграмму, например, такую.
http://www.ambigram.com/matic
На этом коврике Написано одновременно "Come in" и "Go away".
ПАЛИНДРОМЫ (к слову)
Аналог амбиграмм, слова и фразы, которые одинаково читаются, если их читать как спрва налево, так и слева направо. Амбиграммы, палиндромык и другие головоломки - популярные развлечения дизайнеров и литераторов, часто используются и сейчас на последних страницах популярных журналов (и не только детских), наряду с кроссвордами, сканвордами и другими интеллектуальными развлечениями.
Один из самых известных палиндромов: "А роза упала на лапу Азора" придуман поэтом А.фетом. Азор - это вполне реальный образ - так звали чудовщие в комической опере-балете XVIII века "Земира и Азор" в основе сюжета которой - сказка "Красавица и Чудовище".
Один из самых известных палиндромов: "А роза упала на лапу Азора" придуман поэтом А.фетом. Азор - это вполне реальный образ - так звали чудовщие в комической опере-балете XVIII века "Земира и Азор" в основе сюжета которой - сказка "Красавица и Чудовище".
А лис, он умён — крыса сыр к нему носила. (И. Бабицкий)
Я иду с мечем судия. (Г. Державин)
Аргентина манит негра.
Ешь немытого ты меньше.
И городу дорог огород у дороги.
Лена набила рожу мужу, муж орал и банан ел.
Лёша на полке клопа нашёл.
Он в аду давно.
Он дивен, палиндром — и ни морд, ни лап не видно.
Пил вино он и влип!
Утречко летело к черту.
Один из классиков советского времени в подобных жанрах (палиндромы, анаграммы, акростихи, листовертни), а также основатель некоторых из них - Дмитрий Авалиани
Больше о Дмитрии Авалиани
.
Листовертень-коллаж Д.Авалиани и Р.Лиелбриедис, фотография из серии "Натюрморты". "Советское фото", 1987, №12 (Переверни надпись на фотографии).
А это фотография Нодара Малазониа "Накануне открытия" опубликована в журнале "Советское фото", 1987, №10. Использован "листовертень" Д.Авалиани.
Д.Авалиани, фотограф Б.Игнатович "Утрата империи" журнал "Советское фото".
АНАМОРФНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Исходное изображение выглядит, на первый взгляд, совершенно бесфрменным, обретает задуманный вид в отражении.
Еще пример анаморфного изображения в рекламе - неопределенное изображение, отражаясь в зеркальной поверхности, приобретает правильные очертания.
РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
Кого здесь вы видите? Автор первой картинки карикатурист У.Хилл (1915), авторами второй считаются психологи Е.Г. Боринг и Р.В. Липер (1930).
Орел ловит рыбу. О, да здесь не один орел!
Ваза Рубина (Edgar Rubin, 1915)
Баллюстрада с женщинами.
Череп или отражение в зеркале?
Череп или отражение в зеркале?
ИЛЛЮЗИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Оптические иллюзии, особенно "невозможные фигуры" встречаются в живописи с XVI вка, также и во фресках и живописи на религиозные темы. Но особенное популярным этот жанр становится в середине XX века. Большое влияние на формирование этого направления оказал голландский художник М.К. Эшер.
Найди на этой картине Сальвадора Дали бюст Вольтера.
Сальвадор Дали, 1938.
Эрнст Мах. Лицо. Посмотри издали, чтобы увидеть.
Эвальд Геринг. Автор одной из теорий цветового зрения. Посмотри издали, чтобы увидеть лицо мужчины.
Густав Фехнер. Лицо. Посмотри на картину издалека, чтобы увидеть лицо женщины.
Франс Дондерс. Лицо. Посмотри издалека, чтобы увидеть.
Виктор Вазарелли работал в стиле геометрического абстракцинизма, от которого и берет начало "Оп-арт" (optical art). Композиции, строящиеся на ритмических повторах, резких цветовых и тональных контрастах, пересечениях спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий создают иллюзию (оптический эффект) перемещения форм на плоскости и в пространстве. Виктора Вазарелли считают основателем стиля op-art в изобразительном искусстве (середина XX века).
Невозможные объекты
. Художник М.Эшер известен рядом картин на тему невозможных объектов. На первый взгляд все абсолютно логично. Но если проследить за движением водопада, а картина так и называется "Водопад" - то увидим, что вода, которая приводит в движение мельничное колесо, проходит по желобам и возвращается к точке падения воды. Башни имеют почти одинаковую высоту - но в то же время в них разное количество этажей.
Эшер М. Относительность.
Три перпендикулярно направленных силы тяжести, которые подчеркнуты изображениями людей, идущих по лестницам. Каждый из персонажей существует в своем мире, они движутся по одной лестнице, но в разных направлениях, каждый из них имеет свое представление о горизонтали, вертикали и силе тяжести.
Швейцарский художник Сандро дель Пре сформировал собственный стиль в искусстве, который назывался "иллюзоризм".
Невозможные объекты французского художника Бернарда Думайна. С 1999 года художник начал использовать в своем творчестве компьютер, широко известен своими сю-реалистическими и загадочными картинами. Абстракции Бернарда
Роб Гонсалвес. Плавание к закату.
Иштван Орос. Стул-мистификация.
Ирвин Пикок. Замок иллюзий
Если говорить о невозможных объектах в живописи - неьзя не упомянуть бельгийского художника Жос де Мея, который является одним из самых ярких представителем этого направления (собственно, направление имеет собственное название - Имп Арт). "...я всегда хотел доставить наслаждение и глазам и уму. Я убежден, что зрительное наслаждение ничего не значит без умственного. Искусство удовлетворяющее только ум – интересно; искусство удовлетворяющее лишь взор – поверхностно. Поэтому я всегда смотрю на искусство с двух сторон – интерес и эстетическое удовлетворение...
"
Мексиканский художник-сюреалист Октавио Окампо известен работами в метаморфическом стиле, для его картин характерно объединение в одном изображении реалистичных и символичных деталей. Глядя на картины Октавио Окампо вблизи можно увидеть множество изображений, если смотреть на его картины с расстояния - все небольшие изображения сливаются в неожиданные изображения. Каждая картина художника многогранна и каждый зритель видит в ней что-то свое.
ИЛЛЮЗИИ В ФОТОГРАФИИ
Можно просто сфотографировать какую-нибудь иллюзию.
Здесь фотограф нашел такой ракурс съемки, что вертикальные линии здания не кажутся параллельными.
Одно и то же лицо, в более и менее контрастных фотографиях, выглядит как мужское и женское.
Такое большое солнце вы, конечно, часто видели на фотографиях. Когда солнце находится на линии горизонта, лучам приходится пройти очень длинный путь в атмосфере. Здесь эффект усилен применением длиннофокусного TV-объектива.
Парейдолические иллюзии, или парейдолии — это иллюзорное восприятие реального объекта. Могут создаваться специально, а иногда мы сами, рассматривая трещины на потолке, замечаем, что они приобретают очертания различных фигур. Впервые парейдолии описаны Калбаумом и Ясперсом (Kahlbaum К., 1866; Jaspers К., 1913). На фото: дьявол в клубах дыма при пожаре Центра международной торговли, 2001.
Вот еще одна подобная фотография - извержения вулкана Пуйеуэ в Чили в июне 2011 года. Чем не гнев богов?
А эта фотография сделана весной 2013 г. в Петербурге, огонь по случаю проводов зимы пустился в пляс. Как будто языческий бог пришел на праздник - можно даже различить черты его лица. Фотограф Влас Бунин.
Впрочем, фотография, а также вопросы иллюзий в фотографии - тема отдельная и очень большая. Один из интересных сайтов здесь.
А здесь масса интересных книг по фотографии заодно.
ИЛЛЮЗИИ НА УЛИЦАХ - В ТВОРЧЕСТВЕ АРХИТЕКТОРОВ, ХУДОЖНИКОВ, ДИЗАЙНЕРОВ
Открывают простор для воображения и большие возможности для шутников-эрудитов.
ИЛЛЮЗИЯ ГЛУБИНЫ ИЛИ ОБЪЕМА пользуется успехом у художников и дизайнеров.
Эдуардо Ролеро создает такие объемные картины на улицах (иллюзия глубины). Они выглядят объемно, если смотреть на них с определенной точки. С противоположеной стороны картина выглядит по другому. Разверзающийся тротуар, из которого выбираются на свет адские чудовища; ямы, пугающие прохожих - все это развлекает горожан и туристов
Транспортная реклама
В архитектуре иллюзии используются давно. Достаточно вспомнить анфилады, в начале и в конце которых устанавливаются зеркала, создающие иллюзию пространства, продолжающегося до бесконечности. Ниже пример применения иллюзии Фрейзера в архитектуре (линии не выглядят параллельными). Это здание Австралийской таможни в Мельбурне.
Большой простор для фантазии предлагают брандмауэы - огромные пустующие стены домов без окон. В застройке города такие стены охотно отдают под рекламные щиты, чтобы сгладить производимое ими впечатление и заодно подзаработать. Ниже пример специально оформленного в виде туннеля здания - этот случай, правда, не совсем безопасный.
ИЛЛЮЗИИ В РЕКЛАМЕ
А это пример использования 3d иллюзии и невозможных объектов в рекламном макете. Оригинальные остроумные находки всегда ценятся в рекламной продукции.
Ну и напоследок - это gif-банер, в котором просто-напросто чередуется позитивное и негативное изображение.
Сайты, на которых можно найти много изображений-иллюзий:
http://www.lookmind.com/http://www.funnyartpictures.com/http://www.optical-illusion-pictures.com/index.html
http://www.funnyartpictures.com
http://www.optical-illusions.ru/
http://www.log-in.ru/illusions/
http://www.smekalka.pp.ru/
\http://design-praktik.com/