27.08.14 09:15
29
Езда за рулем: что нужно знать водителю о зрении?
Езда за рулем: что нужно знать водителю о зрении?

Ни для кого не секрет, что водители должны обладать отличным зрением, чтобы не представлять опасности на дороге.
Даже если ваше зрение в норме, стоит учитывать те факторы, которые ситуативно способствуют резкому ухудшению зрения:
— усталость, сонливость
— некомфортная температура (например, слишком жаркая погода)
— недостаток кислорода (если в автомобиле плохая вентиляция)
— повышенный шум (адаптация нервной системы, чтобы защитится от шума, притупляется, соответственно, изменяются восприятие и реакции)
— уже ослабленные мышцы глаза
Для вождения особую роль играет состояние бокового зрения. Отметим, что в норме ширина поля зрения человека, когда он стоит неподвижно, составляет почти 180 градусов. Чем выше скорость движения, тем меньше угол зрения. Например, при скорости 60 км в час ширина поля сужается до 90–100 градусов. Скорость более 100 км в час сокращает угол зрения практически еще вдвое — до 50 градусов.

Кроме того, яркий солнечный свет, из-за которого возникают блики от зеркал и стекла, ослепляющие водителя; яркий свет фар движущегося по встречной полосе авто (особенно, если на нем установлены фары с дополнительным усилением света); блики от мокрого асфальта также негативно влияют на зрение. Чтобы минимизировать негативное влияние всех этих факторов, существуют различные категории защитных линз. Но что нужно учесть при выборе, и всем ли подходят такие специальные «водительские» очки?
Для начала стоит пройти консультацию у квалифицированного специалиста-офтальмолога и получить полную информацию о состоянии своего зрения. Возможно, небольшие отклонения от нормы удастся сгладить, если использовать, например, очки со специальной оптикой для пациентов с ослабленным центральным зрением.
Однако будьте осторожны. Такие очки для вождения коварны. Они позволяют пройти тест для водителя, но обычно на практике сохраняется фактор риска: область центрального видения усиливается, а боковое зрение остается ослабленным.

Бывает и так, что центральное зрение в норме, при этом периферическое — ослаблено. Как это проверить?

Мы замечаем, что происходит сбоку, даже если смотрим прямо перед собой. Пространство, которое при этом охватывает глаз, называется полем зрения. В норме его угол равен 180 градусам. Но в силу разных причин этот угол может сужаться, причем процесс этот субъективно малозаметнен. В 99% случаев причиной снижения периферического зрения служит либо дистрофия сетчатки глаза, либо поражение зрительного нерва, либо какие-то неврологические проблемы. Ранняя диагностика дает больше шансов вовремя обнаружить начинающуюся болезнь и остановить процесс.
По каким причинам может сужаться угол «бокового обзора»?

Основная причина — близорукость, особенно большой степени. В этом случае ухудшается питание сетчатки глаза по периферии, человек перестает различать расположенные сбоку предметы. И это может происходить, даже если «минус» совсем небольшой. Поэтому близоруким обязательно нужно раз в год бывать у офтальмолога, чтобы держать ситуацию под контролем.
Если вы начали плохо видеть в сумерках, проверьте поле зрения.

В случае с глаукомой — другая особенность. Она обнаруживается, как правило, поздно, — повышенное внутриглазное давление человек никак не ощущает. Болезнь прогрессирует, функция зрительного нерва нарушается, поле зрения значительно сужается. Повернуть вспять этот процесс нельзя, можно только приостановить. Особенно вниматеьными стоит быть людям после 40, стоит регулярно проходить профилактическое обследование, так как риск глаукомы повышается с возрастом.

В каком случае назначают исследование поля зрения? 
Компьютерная периметрия может быть назначена по просьбе пациента или в том случае, когда у врача есть основания предполагать такие нарушения — при близорукости, повышенном внутриглазном давлении или если человек жалуется, что стал хуже видеть в темноте.
Компьютерную периметрию рекомендуется пройти хотя бы раз в жизни каждому, особенно тем, кто за рулем.
Аппарат для компьютерной периметрии — это полусфера, внутренняя поверхность которой напоминает звездное небо. Один глаз закрыт, другим вы смотрите в одну точку перед собой. Компьютер в хаотичном порядке зажигает зеленые «звездочки» различной яркости, и ваша задача — заметив вспышку, нажать на кнопку. Компьютер подсчитывает число «попаданий» и пропущенным вспышек и выдает результат — очень точный, поскольку измеряется не только граница поля зрения, но и чувствительность внутри него. Сначала проверяют один глаз, потом другой. Средняя стоимость исследования — от 700 рублей.

Есть другие способы измерения этого показателя. Однако все они менее точные. Например, ориентировочный метод применяется для приблизительной оценки границ поля зрения, например, во время прохождения водительской медкомиссии. Врач и пациент садятся друг против друга, закрывают по одному глазу с одной и той же стороны, врач отводит руку с карандашом в сторону на 90 градусов, медленно приближает ее к центру и сравнивает, в какой момент пациент увидит предмет — одновременно с ним или позже.

Улучшат ли поле зрения правильно подобранные очки? 
Очки и контактные линзы повышают только остроту центрального зрения. Но есть некоторые особенности, важные именно для водителя. Если вы пользуетесь и очками, и контактными линзами, при вождении специалисты рекомендуют использовать все же контактные линзы. В очках поле зрения ограничивает оправа, а при высокой степени близорукости — еще и особенности оптики: края линз с большим количеством диоптрий искажают прохождение луча. Но если вы все же ведете машину в очках, они должны соответсвовать некоторым специальным характеристикам.
Так, например, фотохромные очки (хамелеоны) не предназначены для вождения. Они изменяют степень затемненности в зависимости от интенсивности ультрафиолетового излучения, а лобовое стекло задерживает часть лучей. Внутри салона такие очки работают плохо, к тому же в тоннелях они просветляются с задержкой.
Оптимальны солнцезащитные очки с поляризационными фильтрами, которые гасят блики от встречных фар, лобового стекла, гладких поверхностей — асфальта, воды, стен и окон зданий. В то же время, существует последнее поколение фотохромных линз, которые разработаны специально для водителей и «работают» в салоне автомобиля. Слепящие блики устраняются поляризационными линзами или фильтрам. Тем не менее, даже такие фотохромные линзы имеют некоторое остаточное окрашивание и ограничивающее светопропускание, а так же замедленную адаптацию при резкой смене количества света.
В условиях плохой погоды улучшить контрастность окружающих объектов может помочь спектральный фильтр, в виде специального покрытия или окраски линзы желтого цвета, отрезающих коротковолновую При выборе стоит обратить снимание на область спектра, которая подвержена наибольшему рассеянью и величину поглощения света таких фильтров. Оптимально, она не должна превышать 25% даже для дневного вождения.

Вождение в темное время суток.
Ночное вождение опаснее дневного, это бесспорно. Ночью водитель различает предметы только лишь при их достаточно яркой освещенности либо контрастности. Есть нюансы и в адаптации зрения к темному времени суток.
К начинающимся сумеркам глаза быстрее приспосабливаются, чем к полной ночной темноте. Если к начинающейся темноте глаза привыкают в течение 3–4 минут, то к полной темноте — в течение 15 минут. Это очень важно учитывать, когда вы ночью выходите из освещенного помещения и собираетесь сразу ехать. Глазам необходимо дополнительное время на адаптацию.
При ночном вождении бороться с недостаточной освещенностью предлагается с помощью просветляющих покрытий линз, которые практически до нуля уменьшают светопотери на линзах очков. Кроме того, очень важно, чтобы стекла автомобиля и линзы очков были чистыми. Помимо сильного уменьшения светопропускания («заляпанные» линзы очков могут задерживать до 20% света), загрязнение создает центры светорассеяния, что еще сильнее мешает четко воспринимать окружающие объекты.

В некоторых зарубежных странах введены правила: водитель с недостатками зрения обязан иметь при себе документ об осмотре окулиста в предшествующие 10 месяцев. Ведь с течением времени острота зрения у многих изменяется. И хотя в нашей стране нет такого требования, стоит всегда следить за состоянием своего зрения — хотя бы ради собственной безопасности. Делайте регулярную гимнастику, поддерживайте правильное питание для глаз, принимайте витамины для зрения, в том числе — натуральные (черника, морковь, витамин, А), — они улучшают чувствительность сетчатки к свету и, соответственно, поддерживают в норме периферийное зрение.

теги: зрение, вождение, линзы, типы линз
Твитнуть

        
Защита от автоматических сообщений
Езда
зрение
Ни для кого не секрет, что водители должны обладать отличным зрением, чтобы не представлять опасности...
Гемералопия
глазные болезни
Гемералопия (куриная слепота) – офтальмопатология, характеризующаяся нарушением зрительной а...
Влияние
гипертензия
Чаще всего при повышенном артериальном давлении последствия в виде офтальмологических симптомов проя...
Пресбиопия
глазные болезни
Трудности с прочтением очень мелкого шрифта, например телефонного справочника, газеты или этикетки н...
Кератотопография"
методы диагностики
Кератотопография - получение топографической карты передней поверхности роговой оболочки глаза, соде...
Продукты,
советы
Существует много причин, от  которых у людей портится зрение. Сегодня мы поговорим об одно...
Этапы
интересные факты
Что способен видеть новорожденный малыш в первые часы и дни жизни? Как будет развиваться его зрение?...
Что
советы
Очковые линзы – основной элемент очков, применяемых для коррекции аномалий рефракции и расстройств а...
Здоровое
родителям
Здоровье будущего малыша. Легкое волнение по этому поводу знакомо, пожалуй, каждой женщине, которая ...
Яндекс.Метрика