Как известно, по скорости и полноте восприятия окружающего мира глаз превосходит все органы чувств человека. 90 процентов информации мы получаем благодаря зрению. В отличие от других сенсорных систем, оно развивается в тесной связи с мозгом. Поэтому очень важно вовремя диагностировать у маленьких детей заболевания глаз, одним из которых является косоглазие.
— В Украине около полумиллиона взрослых и детей страдают косоглазием, — рассказывает главный офтальмолог Украины, директор Центра микрохирургии глаза Сергей РЫКОВ. — Если говорить о детях, которых оперируют, а затем ставят на учет, то их около 220 тысяч. Основная причина косоглазия — врожденные или приобретенные заболевания центральной нервной системы, которые сказываются на работе отделов головного мозга, отвечающих за глазодвигательные мышцы. Спровоцировать косоглазие могут инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), генетическая предрасположенность, травмы.
В результате нарушения работы глазодвигательных мышц световой пучок в пораженном глазу не попадает на макулу, по причине чего не формируется бинокулярное зрение. Если до шести лет бинокулярное зрение не будет сформировано, развивается амблиопия (ленивый глаз), что в дальнейшем очень затрудняет лечение косоглазия. Поэтому в три года нужно обязательно показать ребенка офтальмологу. При врожденной дальнозоркости, превышающей +3,0 диоптрии, у ребенка часто развивается содружественное косоглазие. Один глаз может стать ведущим, тогда зрение другого глаза будет снижаться без видимой причины. Близорукость редко приводит к косоглазию.
Классическая методика лечения косоглазия — диагностика, консервативное и хирургическое лечение. Еще в СССР пользовались диагностическими тестами по Гиршбергу. Лечение косоглазия растягивается на годы. Подготовка к операции требует длительного систематического аппаратного лечения.
Но наука не стоит на месте. Одной из первых совместных разработок специалистов Института проблем регистрации информации НАНУ, возглавляемого академиком Вячеславом Петровым, и столичного Центра микрохирургии глаза стал диагностический набор из 42 призм, позволяющих диагностировать угол и величину косоглазия. Он был изготовлен на основе микропризменных элементов Френеля. С его помощью можно измерить угол косоглазия в диапазоне от 0,5 до 30 призменных диоптрий.
Следующим важным достижением отечественной науки стало создание специальных оптических микропризм. С их помощью можно натренировать глаз правильно воспринимать изображение. Уникальность призменных очков в том, что они сокращают время лечения и помогают точно рассчитать угол косоглазия, соответственно, произвести точное оперативное лечение. Раньше косоглазие оперировали в три этапа, теперь достаточно одной операции. Если косоглазие, развившееся в детстве, оперируется во взрослом возрасте, то цель операции — только косметический эффект, так как в силу необратимых функциональных изменений в сетчатке улучшение зрения или восстановление бинокулярного зрения практически невозможно. Поэтому родители должны понимать, насколько важно решить эту проблему вовремя, в самом начале.
* * *
Специалист по детской офтальмологии Наталия АЛЕЕВА внимательно осматривает Сашу Охрименко, которому предстоит операция по устранению косоглазия. У Саши данная патология развилась после травмы. Он упал на разбитую банку, рассек склеру и сильно повредил глаз.
— При диагностике мы используем специальные линейки с призмами для вертикального и горизонтального косоглазия, что очень облегчает работу, — говорит Наталия Николаевна. — Величина косоглазия изменяется в призмах от единицы до пятидесяти. Мы прикладываем призму к глазу и измеряем косоглазие. После определения угла косоглазия предлагаем призменные очки. В оправу ставится любое значение призмы. Саша носил такие очки около года, теперь у него "хорошее слияние". Ребенок готов к операции. Конечно, после устранения косоглазия мальчик продолжит носить очки, но уже с простыми диоптриями, поскольку у него есть близорукость правого глаза.
Алеше Сидорчуку всего 4 года, у него врожденное косоглазие. "Мы приехали из Феодосии, — рассказывает мама маленького пациента. — Уже год наблюдаемся у Марины Владимировны Шевколенко, до этого лечились дома. Мы носили очки, заклеивали глазик. Потом пять месяцев носили призменные очки. А вчера Алеше сделали операцию. Она длилась минут сорок. У нас было направление, поэтому за лечение не платили. Я так рада, что сыну сделали операцию и исправили косоглазие. Он очень подвижный и общительный мальчик. После операции еще какое-то время поносим очки, но в школу пойдем уже без них. Завтра возвращаемся домой, в Крым. Ощущение странное — до операции мы жили в одной стране, а вернемся совсем в другую. Очень благодарны нашим врачам и надеемся не потерять с ними связь".
— У ребенка был большой угол косоглазия, мы назначили ему призменные очки, чтобы натренировать мозг и чтобы он имел возможность воспринимать изображение обоих глаз, — продолжает рассказ мамы кандидат медицинских наук Марина ШЕВКОЛЕНКО. — Если бы ребенок лечился по старым методикам, нужно было бы делать несколько операций. Сейчас мы работаем по европейским и американским стандартам. Такой угол косоглазия планируем устранить за одну операцию.
— Технологически процесс изготовления призм затратный и требует дальнейших разработок, — поясняет Марина Владимировна. — Очень толстую призму в очковую оправу установить невозможно. А разработанные Вячеславом Петровым призмы тем и хороши, что их можно установить в очки. Чем больше диоптрийность призмы, тем большее количество в ней микропризм. Они и раньше использовались в лечении косоглазия, но были гибкими и клеились на очки. Гибкая микропризма имеет насечки, и микрорельеф открыт, поэтому туда попадает пыль, грязь. Ее приклеивали к очкам специальным клеем. Поэтому эта призма быстро приходила в негодность. У нас их вообще не производили. Коллектив украинских офтальмологов усовершенствовал их. В нашей микропризме есть специальные защитные пластины, поэтому, несмотря на микрорельеф, она гладкая. Ее изготавливают на жесткой поликарбонатной основе, чтобы линза не искривлялась. К очкам она крепится ультразвуковой сваркой, поэтому они очень надежны. В этом плане наши призмы уникальны. Думаю, Институт проблем регистрации информации может обеспечить такими призмами всю страну. Другое дело, что еще далеко не все офтальмологи приняли на вооружение эту методику лечения косоглазия.
— При лечении косоглазия нужен индивидуальный подход, — продолжает Марина Владимировна. — Каких-то общих схем лечения не существует. Если мы выявляем аномалию рефракции, то есть, дальнозоркость или астигматизм, соответственно, сначала исправляем эту проблему. Величина угла косоглазия, и соответственно, развитие глазных функций, тоже у всех разные. Чаще всего косоглазие развивается в детском возрасте. Оно может быть врожденным или приобретенным (развивается в два-три года). Так как ребенок растет, все системы и функции его организма тоже развиваются. Но при косоглазии нарушается развитие зрительной системы, поэтому очень важно не упустить время. Иногда родители говорят: пока ребенок слишком маленький, пусть подрастет, тогда будем лечить. Возвращаются через несколько лет, когда косоглазие запущено, нарушены бинокулярные функции в головном мозге, зрение одного глаза потеряно.
Мы объясняем родителям, насколько важно начать лечение вовремя, объясняем принцип работы очков с призмами. Косящий глаз пассивен, его зрительная ось не направлена на рассматриваемый предмет. Он не развивается. Только с помощью призмы можно перенести изображение косящего глаза на объект фиксации и тем самым заставить работать косящий глаз. Это очень важно. Чем раньше мы исправим угол косоглазия, то есть, направим зрительные линии на один объект фиксации, тем быстрее ускорим процесс лечения.
— Необходимо четко обосновать актуальность проблемы косоглазия, проанализировать, сколько людей нуждаются в лечении, — говорит Сергей Рыков. — Следующим этапом в развитии лечения косоглазия должно стать финансирование и проведение тренингов по всей Украине для подготовки и усовершенствования работы специалистов-страбологов. У нас есть хорошие хирурги во всех регионах. Но важно свести оперативное вмешательство к минимуму, для этого необходимо внедрить новые технологии на уровне районных и городских поликлиник. Очень важно восстановить кабинеты охраны зрения. Мы подали свой раздел по лечению косоглазия в государственную программу, четко прописав, что линейки и наборы по определению угла косоглазия и подбору очков должны быть в каждом офтальмологическом кабинете. Я уверен, что широкое применение призменных очков позволит глобально решить проблему косоглазия.
Источник: http://gazeta.zn.ua/
|