
Мы стоим на пороге коренных изменений, которые проявятся не только в сфере используемых технологий и материалов, но и в самом подходе к выстраиванию взаимоотношений между пациентами и лечащими специалистами.
Условно, я бы выделил три вектора развития медицинских информационных технологий, которые, впрочем, тесно взаимосвязаны друг с другом.
Первое направление — сетевые нишевые социальные сети, на площадке которых происходит общение между пациентами, между врачами, а также между первыми и вторыми. Врачи и пациенты могут объединяться по специализации или болезням и делиться друг с другом видео- и аудио-контентом, своевременно сообщать о симптомах, удаленно консультировать друг друга. В США в социальную сеть PatientsLikeMe, на которой происходит подобного рода общение, входит каждый четвертый американец.
Второе — телемедицина. Сюда входит разработка всевозможных сенсоров и датчиков для сбора информации о состоянии пациентов в режиме реального времени с последующей обработкой информации и ее отправкой в систематизированном виде лечащим специалистам. В качестве датчиков могут выступать как вживленные в тело человека чипы, так и всевозможные «замаскированные» гаджеты и аксессуары в виде часов, украшений, мобильных телефонов и пр.
Третье — системы, предназначенные для обработки все увеличивающихся информационных потоков, включая дорогостоящие центры обработки данных, серверные центры и программное обеспечение для них. В связи с постоянным ростом информации самостоятельная работа на уровне клиник с «большими данными» станет технологически и финансово нереализуемой, в связи с чем клиники будут вынуждены обращаться к поставщикам «облачных решений».
А как же МИС? Рынок в России отстает на несколько лет и на данный момент характеризуется активным расширением этого сегмента: с 2005 по 2011 год число интегрировавших МИС клиник увеличилось в 23 раза. Однако я бы не стал вносить МИС в список направлений инновационного развития. Безусловно, это немаловажный сегмент на рынке IT-медицины, где собраны колоссальные интеллектуальные и инженерные ресурсы. МИСы также вносят значительный вклад в рост осведомленности медперсонала о возможностях IT. Однако на данном этапе большинство таких решений работает по принципу построения автономной IT-системы на базе отдельно взятой клиники, лишь часть из них представляет некоторые элементы своих решений в «облачном» формате. Если МИСы не смогут перестроиться на работу в облачном формате и возможность работы с Интернет-средой, скоро они из «мейнстрима» превратятся в нишевый продукт, также, как Ethernet-решения постепенно становятся таковыми на фоне «облачных» продуктов от Google, Adobe или Microsoft.
По моему мнению, российское медицинское IT-сообщество стоит перед ответственным шагом в «облачное» завтра. Несмотря на все трудности, я уверен, что рынок сразу почувствует позитивные сдвиги этого шага. На нашем примере мы увидели, что облачные решения, не проигрывая по качеству и надежности, легче и дешевле интегрируются в бизнес-процессы, открывая возможности одновременно CRM и МИС функционала учреждениям, которые раньше не могли себе этого позволить.
Источник: http://www.medvestnik.ru/blogs/po_doroge_s_oblakami/
|