http://ria-ami.ru/, Москва
08.04.14 07:43
311
Рейтинг российских инноваций в области здравоохранения
Рейтинг российских инноваций в области здравоохранения


Информатизация здравоохранения идет полным ходом. О том, насколько успешно с ней справляются на местах, ходят разные мнения. Но российским регионам определенно есть чем гордиться – во многих из них передовые разработки в области медицины не только созданы, но уже внедрены и успешно функционируют. В этой статье мы представляем рейтинг самых заметных российских инноваций в сфере здравоохранения, которые были представлены на десятой, юбилейной выставке медицинских информационных технологий MedSoft, которая прошла с 25-27 марта в Москве.

Создание электронного архива медицинских изображений

На пятом месте в нашем рейтинге – создание электронного архива медицинских изображений. В рамках информатизации здравоохранения в 2013 году в Самарской области запущен пилотный проект по созданию электронной базы данных медицинских изображений. Реализация проекта заняла два года. В результате в четырех ЛПУ Самарской области уже созданы локальные архивы медицинских изображений.

«В самом крупном многопрофильном лечебном учреждении Самары размещен еще и региональный архив данных», - пояснил заместитель директора ООО «Информационно-медицинский центр», (Самара) Дмитрий Ломакин.

Долговременный архив РАМИ системы хранения данных на СХД в конфигурацией 810 Тб., по оценкам экспертов, рассчитан на накопление 500 тысяч диагностических исследований в течение 10 лет. Что касается локальных архивов, то они способны хранить данные в объеме 9-18 Тб., что позволит накапливать от 50 тысяч до 100 тысяч исследований в год. В качестве программного обеспечения используется специализированная программа Synaps Fujifilm, а также особое ПО для трехмерной реконструкции и ПО для доступа мобильных устройств.

При создании архива разработчики столкнулись с рядом проблем. Одна из них – отсутствие у отдельных моделей некоторых производителей медицинского диагностического оборудования возможности передавать результаты в общую сеть. «Из 25-и подключенных диагностических аппаратов на 9-и отсутствует опция DICOM Modality Work List SCU, то есть возможность передать из МИС данные о направленном пациенте и необходимом исследовании», - говорит Д. Ломакин.

Из-за этого лаборанту приходится вводить данные на консоли аппарата вручную, что приводит к ошибкам в дальнейшей идентификации и обработке изображения в МИС и РАМИ.

Другая сложность связана с отсутствием специализированных диагностических мониторов для врачей-диагностов. В результате из-за недостаточного качества визуализации изображения возможны ошибки диагностики. На практике также зачастую для работы с изображениями врачей-клиницистов используются терминальные станции вместо компьютера, что не очень удобно для пользователя.


Проект по учету амбулаторных карт

На четвертом месте в рейтинге инноваций в здравоохранении – проект по учету амбулаторных карт, реализованный в Тюменской области. Электронные карты пока только проходят апробацию и доступны на данный момент лишь в отдельных учреждениях. Проект тюменских айтишников позволяет уже сейчас упорядочить работу с традиционными бумажными картами и использовать преимущества информационных технологий. Наклейка со штрих-кодом на медицинской карте, которая сканируется на каждом этапе оказания помощи, позволяет производить учет движения карт и избежать утери.

«Актуальность этого сервиса в том, что все лечебные учреждения сталкиваются с проблемой потери бумажных карт. Для того, чтобы в какой-то мере повлиять на эту ситуацию, на все амбулаторные карты наклеивается штрих-код, и установлена система, позволяющая сканировать карту на любом этапе оказания медицинской помощи», - говорит Алексей Немков, заместитель директора Департамента здравоохранения Тюменской области. Таким образом в каждый момент времени в регистратуре имеется информация о том, где находится амбулаторная карта данного пациента. Данный проект по информатизации амбулаторно-поликлинического звена реализован на базе платформы SAP ERP.

Также в Тюменской области запущен электронный сервис выписки рецепта, которые облегчает жизнь, как врача, так и пациента. Преимущества автоматизации этого процесса в том, что врач имеет возможность оценить, какие уже были выписаны рецепты, а также избавляется от необходимости вручную набивать предписания. Доктору достаточно выбрать нужный препарат, способ его введения и дозировку из имеющихся справочников. После этого рецепт распечатывается и пациенту не придется тратить силы на то, чтобы разобрать, что именно выписал ему лечащий врач.

Удаленный мониторинг состояния новорожденных

На третьем месте среди IT-проектов в здравоохранении – мониторинг состояния новорожденного ребенка в удаленных роддомах. Такой телемедицинский проект для сети перинатальных центров реализован в ряде регионов московской компанией «ПК Аквариус».

Информация о состоянии ребенка передается по интернету, либо по каналам сотовым связи в консультационный центр, который располагается в крупном городе.

У кроватки новорожденного закрепляется IP-камера, которая наблюдает и контролирует стояние малыша, а также работу оборудования. Рядом ставится кардиомонитор, аппарат искусственной вентиляции легких. На компьютер оператора выводятся четыре картинки: данные от кардиодатчика, данные аппарата искусственной вентиляции легких, видеоизображение и данные из электронной медицинской карты.

«Данные передаются в центральный консультационный центр в крупном городе, где установлена серверная стойка, обрабатывающая как видео, так и данные, которые приходят из регионального роддома, а также необходимое консультационное оборудование и система хранения данных», - рассказывает Владимир Винокуров, вице-президент московской компании «ПК Аквариус», которая занимается реализацией данного телемедицинского проекта.

Все данные записываются и при желании можно их просмотреть повторно. Картинку IP-камеры можно увеличить, приблизить. Реализован проект в Татарстане. В планах разработчиков – запустить телемедицинскую систему в Оренбурге и Липецке.

При реализации проекта возникло немало проблем. Прежде всего, необходима определенная «ширина» пропускного канала, которая должна быть не менее 4 Мб/с. В Татарстане используется межведомственная сеть. В Челябинске – сеть Ростелекома. В регионах, где проводного интернета нет, данные передаются через сотового оператора - уже без видео, только показатели приборов.

Еще одна сложность – при увеличении объема передаваемых через сотового оператора скорость беспроводного интернета падает. В таких случаях для обеспечения стабильной работы приходится подключать до трех сим-карт разных операторов.

Кроме того, как выяснилось, врачи и медсестры, в отличие от администрации, совсем не рады появлению в палатах техники, которая мешает их каждодневной работе. Поэтому нередки случаи, когда медсестры отключают ненужное по их мнению оборудование, переносят его в другие комнаты, или используют технику для иных целей. Но разработчики надеются, что когда медработники увидят пользу от телемедицинской системы, станут они помощниками IT-специалистов.

Автоматизированная регистратура

На втором месте – внедрение систем распознавания голоса для записи на прием к врачу.

Сервис запущен в Иркутской области и позволяет полностью автоматизировать как запись на прием, так и вызов врача на дом. Система напоминает о приеме телефонным звонком, и может дополнительно информировать пациентов. В основе системы – инновационная технология построения диалога, синтеза и распознавания речи MedVox.

По утверждению разработчиков, в результате внедрения удается не только вложенные средства вернуть, но и оптимизировать работу врачей.

Первое время идентификация пациента осуществлялась по страховому номеру индивидуального лицевого счета (СНИЛС), что было довольно неудобно, ведь далеко не каждый был готов назвать 12-значный номер. Поэтому была внедрена система идентификации пациента по ФИО и дате рождения.

«Функции регистратуры и колл-центра могут быть автоматизированы и сделаны современными на основе голосовых решений синтеза и распознавания речи. Внедрение таких решений не требует каких-либо серьезных доработок со стороны клиента. Они могут внедряться одновременно, последовательно и по отдельности», - говорит генеральный директор московской компании S2S Next Александр Клячин, рассказавший об опыте автоматизации телефонной записи на прием к врачу в Иркутской области.

Система MedVox, внедренная совместно с компанией «Корпоративные информационные рутины (КИР)», в рабочее время выполняет функцию «второй линии», обслуживая звонки, которые не может принять оператор. В нерабочее время она выполняет функции «первой линии».

В Иркутской области MedVox действует в пятидесяти ЛПУ, расположенных в семи городах. Система обслуживает примерно 300 звонков в день, при этом ни одного звонка пациента не было пропущено. Средняя продолжительность разговора – 2 минуты.

При внедрении системы разработчики не встретили практически никаких проблем. Небольшой минус данной разработки в том, что пациенту приходится подстраиваться под систему, чтобы MedVox понимал его. Однако как показывает опыт, пациенты быстро к этому привыкают. Также небольшой минус сервиса в том, что позвонивший не получает никаких документальных свидетельств записи на прием.

Послушать реальную запись на прием с помощью голосового сервиса можно здесь.

Мобильное автоматизированное рабочее место врача

На первом месте в нашем рейтинге – мобильное автоматизированное рабочее место участкового врача, врача стационара, главврача и медсестры.

Эта инновация от самарских специалистов ООО «Информационно-медицинский центр». Мобильное автоматизированное рабочее место участкового врача на планшетном компьютере позволяет врачу работать с электронной медицинской картой (ЭМК) пациента при облуживании на дому. Веб-сервис дает возможность обращаться непосредственно к базе данных МИС ЛПУ с использованием каналов сотовой связи.

«Участковый врач может просматривать список адресов вызовов по дате, пользоваться Google-maps для уточнения маршрута, просматривать историю болезни пациента и список рецептов, оформить ЭМК сразу при посещении, забронировать талон на посещение других специалистов», - говорит заместитель директора Информационно-медицинского центра Виктор Ломакин.

Схожие мобильные сервисы были разработаны самарскими программистами для врачей стационара и руководителя ЛПУ.

Например, мобильный сервис для врача стационара позволяет работать с базой данных МИС с использованием wi-fi при палатном обходе пациентов. Кроме всего вышеперечисленного врач может оставлять речевые комментарии и сообщения для себя или других врачей среднего медицинского персонала.

Мобильный сервис для главврача позволяет видеть финансовые показатели, уровень заболеваемости, план обследований и выписанные талоны в данном ЛПУ. Информация представлена в наглядном виде с использованием графики.

Также разработана система удаленного мониторинга состояния здоровья, которая позволяет пациентам сети интернет в режиме он-лайн вести дневник самоконтроля, а врачу – предоставляет доступ к этим данным. Особенно важен этот сервис для людей, больных диабетом и перенесших критические состояния.

Система в прошлом году была отмечена специальным дипломом на выставке информационных технологий в здравоохранении.

Рамиль Валеев

Источник: http://ria-ami.ru/read/27284

теги: технологии, ИТ, здравоохранение, РФ
Твитнуть

        
Защита от автоматических сообщений
Яндекс.Метрика